Основные направления деятельности отдела | Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области "Областной эколого-биологический центр"

Основные направления деятельности отдела

В последние десятилетия учебно-исследовательская работа с обучающимися в Калужской области сформировалась как одно из основных направлений работы с «юннатами». В связи с непопулярностью сельскохозяйственных направлений (опытническая работа), пришлось переориентировать исследовательскую работу со школьниками в созологическом и эколого-прикладном направлении. Несоответствие «кружковых» стандартов и требований к ним, а так же полное отсутствие государственной поддержки в материальном (лабораторно-техническом) оснащении развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся в Калужской области, вынудили перевести эту работу со школьниками в форму индивидуальных и клубных занятий, выполняемых практически на общественных началах. За последние 10 лет не было прецедента финансирования на лабораторно-техническое обеспечение учебно-исследовательской деятельности в ГОУ ДО «Калужский областной эколого-биологический центр учащихся» (Центр). Те не менее, ежегодно в Цент приходят десятки школьником, желающие попробовать себя в области исследований окружающей среды, в первую очередь в направлениях связанных с биологией, экологией, созологией. К сожалению, отсутствие соответствующей требованиям времени материальной базы в учреждении не позволяет адекватно удовлетворить запрос детей и молодежи. Поэтому только единицы школьников начинают свою первую научную деятельность в рамках Центра, полагаясь на оборудование и средства своих руководителей и родителей. 

К настоящему времени в Центре сформировались следующие направления учебно-исследовательской работы с детьми и молодежью:

1. Исследования биоты особо-охраняемых природных территорий (ООПТ).

2. Изучение антропогенных и естественных изменений природных комплексов Калужской области.

3. Изучение видов занесенных в Красную книгу Калужской области.

4. Изучение природы урбанизированных и рекультивируемых территорий.

5. Изучение полезных и вредных для сельского, садового и лесного хозяйств биологических видов 

6. Биоиндикационные исследования.

7. Созологические исследования связанные со снижением антропогенных нагрузок на естественные биоценозы.

8. Изучение рекреационного воздействия на долины и берега рек Калужской области.

9. Изучение воздействия пожаров и палов на биоразнообразие лесных и луговых экосистем. 


По результатам работы в этих направлениях юннатами Центра проведены десятки исследований, по которым они приняли участия в самых разных слетах, конференциях, конкурсах, семинарах и т.п. Многие исследования послужили основой полноценных научных публикаций, в которых авторы-школьники выступают на равных со своими руководителями. Исследований учащихся используются для публикуемых методических пособий, для ведения Красной книги Калужской области, для Летописи природы заповедника «Калужские засеки», для информационных отчетов ряда государственных организаций, связанных с использованием и охраной природных ресурсов и т.п.

Учебно-исследовательская индивидуальная и клубная работа с обучающимися в Центре проводится по индивидуальным графикам и по мере необходимости в зависимости от сезона года и, особенно, интенсивно в каникулярное время.


Общая схема работы с обучающимися, примерно следующая:

Обзорные установочные лекции и семинары по важным для КО направлениям.

Обзорные сезонные экскурсии по различным биотопам, группам живых организмов и направлениям деятельности.

Вводные лабораторно-практические занятия

Выбор индивидуальных и групповых тем, объектов и методов исследования

Обязательное участие в каникулы в полевых практиках и экологических лагерях, где помимо общей учебно-научной составляющей обучающиеся получают бытовые навыки и опыт:

  • по ОБЖ и ТБ в полевых условиях в различные сезоны года и в различной местности;

  • по организации бытовых условий для проживания (устройство полевых лагерей и стационаров, приготовление пищи, устройство комфортного ночлега, банно-прачечьные навыки и т.п.);



общая физическая подготовка и туристические навыки;


  • как самим организовать отдых и развлечения

  • Обязательные индивидуальные и групповые полевые исследования по актуальной для Калужской области тематике на практиках и в лагерях

  • Обязательное участие в учебных и краеведческих научных экспедициях по Калужской области и за её пределы

  • По окончанию полевого сезона обучающиеся под руководством руководителей, по индивидуальным графикам проводят камеральную обработку собранного материала в клубе «Stenus» (разбор проб, гербариев, определение собранных биологических видов, промеры выборок и т.п.)


  • Полученные результаты заносятся в базы данных и идет подготовка научных публикаций, отчетов, проектов и т.п.


  • Окончательные результаты исследований представляются для апробации на различные конференции, форумы, слеты и т.п. соответствующие профилю проведенных исследований.

В результате учебно-исследовательской деятельности обучающихся Центра за последние 10-15 лет десятки обучающихся стали лауреатами и дипломантами более 120 конкурсов, слетов, конференций и стипендий.

Впервые для Калужской области учтены и изучены сотни биологических видов, ранее здесь не отмеченных:

пять видов млекопитающих; 

более 760 беспозвоночных;

более 500 видов грибов. 

Разработаны и устроены две профильные экологические тропы на ООПТ области.

А главное воспитаны десятки ищущих, неравнодушных, любознательных и ответственных молодых людей, которые готовы активно участвовать в устойчивом развитии нашей страны.

© 2012-2017, Eco-biological center