Родителям | Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области "Областной эколого-биологический центр" | ПОДРОБНЕЕ

Родителям

Уважаемые родители!

8 сентября 2015 года в 18.00 в нашем учреждении состоится общее Родительское собрание. Тема собрания «Особенности режима дня учащегося, посещающего Центр дополнительного образования». В повестке дня:

  • Избрание родительского комитета
  • Организационные вопросы

 

Одаренные дети

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

 

Внимание

1. Понятие "одаренный ребенок" условно!

2. Подходы к диагностике одаренности требуют осторожности:

     диагностические методы фиксируют только продуктивный уровень диагностируемой функции, а процессуальная сторона остается скрытой;

     практически невозможно осуществлять диагностику прогноза и проектировать развитие;

     важно соблюсти моральную сторону результатов диагностики.

 

Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.

Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:

ü  психического процесса, который:

·      дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;

·      обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;

·      при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность.

ü  психического состояния, которое:

·      возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;

·      стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания.

ü  личностной черты, свойства, которые:

·      превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;

·      стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

 

Таким образом, одаренность – это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

 

Внимание

Если рассматривать одаренность как становящуюся психическую реальность, то образовательная среда в этом случае – средство становления одаренности.

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:

ü  ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;

ü  максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);

ü  способность вызывать любопытство, а далее – интерес;

ü  предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в учебном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:

ü  во внешнем плане – способствовать обучению операционной деятельности;

ü  в плане содержания – быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;

ü  поддерживать развитие творческого мышления;

ü  способствовать "проживанию состояния успеха".

Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты:

ü  напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;

ü  должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;

ü  формы работы – от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;

ü  обеспечение условий для участия ребенка во внешкольных состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. д.

 

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.

 

Таким образом, подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент с практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т. е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

 

Показатели одаренности ребенка

 

Показатели одаренности ребенка условно можно распределить на пять сфер:

1. Интеллектуальная

2. Творчество

3. Общение и лидерство

4. Художественная деятельность

5. Двигательная

 

1. Интеллектуальная сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).

Сфера академических достижений:

     чтение: выбирает чтение своим частым занятием; богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; сохранение внимания при чтении; желание продемонстрировать умение читать;

     математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;

     естествознание: внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов, явлений.

      

2. Творчество: пытливость; любознательность; способность "с головой уходить" в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.

 

3. Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в общении; легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.

 

4. Сфера художественной деятельности:

     изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;

     музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.

      

5. Двигательная сфера: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; хороший уровень освоения двигательных навыков.

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления одаренности.

 

Разъяснения экспертов

Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.

 

  психического процесса, который:

·      дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;

·      обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;

·      при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность.

ü  психического состояния, которое:

·      возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;

·      стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания.

ü  личностной черты, свойства, которые:

·      превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;

·      стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

 

Таким образом, одаренность – это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

 

Внимание

Если рассматривать одаренность как становящуюся психическую реальность, то образовательная среда в этом случае – средство становления одаренности.

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:

   ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;

 максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);

  способность вызывать любопытство, а далее – интерес;

   предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в учебном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:

   во внешнем плане – способствовать обучению операционной деятельности;

   в плане содержания – быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;

  поддерживать развитие творческого мышления;

   способствовать "проживанию состояния успеха".

Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты:

   напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;

   должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;

   формы работы – от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;

   обеспечение условий для участия ребенка во внешкольных состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. д.

 Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.

 Таким образом, подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент с практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т. е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

 

© 2012-2017, Eco-biological center