Круглый стол по итогам олимпиады по биологии и экологии | Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области "Областной эколого-биологический центр" | ПОДРОБНЕЕ

Круглый стол по итогам олимпиады по биологии и экологии

17 мая 2018 г. в областном эколого-биологическом центре состоялся круглый стол на тему «О подготовке к региональному и заключительному этапам всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии (по итогам регионального и заключительного этапов 2018 г.)». В работе круглого стола приняли участие руководители делегаций Калужской области на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, а также учителя и методисты, занимающиеся организацией олимпиадного движения, из Калуги, Обнинска, Козельского, Куйбышевского, Людиновского районов.

Заведующий отделом областного эколого-биологического центра Виктор Валентинович Алексанов сделал обзор заданий и результатов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии. В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к практическим рекомендациям по подготовке к региональному этапу олимпиады. Основное внимание необходимо уделить подготовке участников по направлению «Биология человека», в частности, нужны занятия, знакомящие с гистологическими препаратами, имеющимися в вузе, на базе которого проводится олимпиада. Перспективной работой является составление электронной коллекции фотографий таких препаратов. Ухудшает результаты олимпиады и недостаточная материальная база. В частности, отсутствие пипеток с автоматическими дозаторами существенно увеличивает продолжительность экспериментальной работы в кабинете «Биохимия», что ставит школьников Калужской области в невыгодное положение по сравнению с участниками из других регионов. Одной из причин недостаточных результатов олимпиады является также позднее предоставление ключей членам жюри, а также отсутствие у жюри права гибко подходить к оцениванию не вполне корректных заданий. Участники обсуждения пришли к выводу о необходимости создания регионального сайта для подготовки к олимпиаде по биологии (по образцу kpdbio.ru).

Учитель ЧОУ «Обнинская свободная школа» Вера Сергеевна Копылова рассказала о своем опыте участия в заключительном этапе олимпиады по биологии в качестве руководителя делегации, ознакомила присутствующих с примерами заданий и их разбором, а также методическими мероприятиями в ходе заключительного этапа. Участники круглого стола узнали о нововведениях в системе оценивания и структуре заданий. Вера Сергеевна акцентировала внимание на том, что ни один преподаватель не сможет достойно подготовить школьника к участию в заключительном этапе, необходима целая команда преподавателей – специалистов и один тренер при каждом школьнике. Интересные мысли высказала Вера Сергеевна о том, кому и зачем нужно участвовать в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Участник этой олимпиады должен обладать определенными психологическими особенностями, стрессоустойчивостью, высокой скоростью работы, прекрасной памятью. Всероссийская олимпиада школьников не проверяет те компетенции, которые важны для будущего ученого-биолога. Поэтому следует подумать, так ли необходимо конкретному школьнику тратить силы на участие в заключительном этапе данной олимпиады. Или, может быть, лучше сосредоточиться на других олимпиадах первого уровня, которые отнимают меньше сил? Очень важно, чтобы участник чувствовал, что победа в олимпиаде не главное, жизнь на этом не заканчивается, - с этим выводом согласились все участники круглого стола. Хорошо, когда к какой-либо олимпиаде готовится не один ученик, а весь коллектив.

Обзор заданий и результатов регионального этапа олимпиады по экологии был сделан в сообщении В.В. Алексанова. Учитель МБОУ «Гимназия» города Обнинска Галина Николаевна Верушкина поделилась своими впечатлениями о заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии. Задания теоретического тура показались несколько односторонними, одна и та же тема повторялась в нескольких заданиях. В бланках был регламентирован объем ответа, однако этот объем представляется явно недостаточным для раскрытия содержания ответа, и примерный вариант ответа, данный в ключах, не вместился бы в такой объем. Если на предыдущих олимпиадах для получения полного балла требовалось приводить примеры, то теперь члены жюри настаивают на лаконичном, строго по существу вопроса ответе. Значительные затруднения вызвали и задания практического тура. Главное в них – уметь хвалить свой проект, доказывать его актуальность, принципиальную значимость, приоритетность. Задания практического тура располагают к субъективному оцениванию, и у некоторых участников результаты очень сильно изменились после апелляции.

В завершении круглого стола выступила Марина Михайловна Рассказова, доцент Института атомной энергетики и учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Обнинска. Она акцентировала внимание на необходимости системной теоретической подготовки и особенно на организации самоподготовки участников олимпиады, которая наиболее эффективна в команде. По мнению Марины Михайловны, для успешного участия в олимпиадах важен ранний старт, большое внимание мы должны уделять учащимся 6-8 классов. М.М. Рассказова сообщила об особенностях проведения летней профильной смены Биошколы олимпийского резерва в этом году. В.С. Копылова поделилась информацией о Летней школе, проводимой под г. Дубна, с биологическим и медицинским отделениями, и о лектории «Неокортекс» на базе научно-популярной библиотеки № 1 в Москве.

Участники отметили, что круглый стол прошел очень плодотворно, и выразили надежду на регулярное проведение подобных мероприятий.

Презентация «О подготовке к олимпиаде по биологии». Автор заведующий отделом ГБУ ДО КО «ОЭБЦ», к.б.н., Алексанов В.В.

Презентация «О подготовке к олимпиаде по экологии». Автор заведующий отделом ГБУ ДО КО «ОЭБЦ», к.б.н., Алексанов В.В.


 © 2012-2017, Eco-biological center